Риторика и ее важность для водителя
Для всех участников дорожного движения крайне
важным является умение четко и понятно выражать свои мысли. К сожалению,
этого мало учат в наших учебных заведениях. Для большинства умение
говорить приходит с жизненным опытом. Лучшими риторическими
способностями по сравнению с мужчинами обладают женщины. Обычно
возбужденные водители часто используют не нормативную или просторечную
лексику. Тогда разговор приобретает эмоциональный характер, а обмен
эмоциями бессмысленно. Сейчас водители овладели профессиональными
знаниями т терминологией, это в основном сроки по Правилам дорожного
движения.
Однако в процессе конфликта их необходимо преподавать в литературной
форме убедительным, спокойным деловым тоном, не ущемляет самолюбия
другой стороны. Особенно надо следить за ударениями, без которых
невозможна точная передача мысли. Так, слово «способы», произнесенное с
неправильным ударением, всегда вызывает улыбку. Нечетко сформулированные
мысли вызывают двусмысленность. А ее не должно быть в спорах водителей.
Успешность общения зависит и от умения слушать. Умение слушать - это
сложный психологический процесс, связанный с определенным внутренним
напряжением. Далеко не все на это способны, иногда тот, кто слушает,
периодически «выключается», в результате чего информация воспринимается
частично. Здесь имеет значение не только психология личности, но и ее
общая культура.
Приведем некоторые рекомендации для двух конфликтующих водителей по
выслушивания друг друга: не перебивайте говорящего: не высказывайте
поспешных возражений, даже если они достаточно радикальные; не давайте
советов тем, кто их не способен оценить: не противодействуйте говорящему
с помощью жестов и артикуляции; всем своим видом выражайте
заинтересованность мыслями, что высказывает собеседник. Общение двух
водителей, как правило, происходит на высоких тонах, чего не скажешь об
общении водителя с инспектором.