Изобретения, значительно повысившие эффективность ДВС
Автомобильная техника постоянно совершенствуется. Практически ежедневно в научных лабораториях крупных автоконцернов, мелких производителей и сторонних организациях изобретаются различные усовершенствования, позволяющие улучшить некоторые потребительские параметры автомобилей — улучшить эргономику, повысить мощность, понизить топливный расход, снизить себестоимость какого-либо элемента и т. д. Но помимо таких небольших новшеств в автомобильном мире периодически происходят кардинальные инновации. Одними из таковых за последние несколько десятков лет стали разработки систем прямого впрыска топлива и схем турбонаддува.
Инжекторы: преимущества и недостатки
По сути автоинжекторы представляют собой струйные электронасосы, поставляющие топливо в цилиндры при значениях давления в границах трех-пяти атмосфер. Количество бензина либо дизтоплива регулируется посредством микропроцессорного блока, осуществляющего обработку многих факторов и регулирующего время/степень открытия заслонки. Внедрение инжекторов привело к следующим изменениям:
- увеличилась полезная мощность ДВС;
- уменьшился топливный расход;
- снизилось содержание вредных примесей в отработанных газах.
Однако инжекторные системы обладают и некоторыми недостатками. Например, возникают сложности при пуске ДВС во время сильных морозов. К тому же они более требовательны к чистоте, качеству бензина и приходится регулярно производить промывку инжектора своими руками либо доверять данную процедуру работникам СТО. В отличие от систем прямого впрыска, устаревшие карбюраторные при правильной настройке способны гораздо легче заводить мотор при низких температурах и неплохо работать даже на низкокачественном топливе.
Достоинства и недостатки систем турбонаддува
Схемы турбонаддува, применяемые в современных бензиновых, дизельных ДВС во многом схожи. Принцип работы турбонадува заключается в следующем: посредством компрессора, приводимого в действие энергией отработанных газов, в цилиндры принудительно нагнетается воздух, что способствует более полному сгоранию смеси. А это влечет за собой, опять же, увеличение КПД мотора, снижение расхода солярки/бензина и количества остаточных продуктов в выхлопных газах.
Главным недостатком турбонаддува является возникновение «турбоям» — на небольших скоростях вращения коленвала воздуха в цилиндры поступает недостаточное количество и ДВС начинает работать со сбоями, глохнуть. Для решения данной проблемы в последних модификациях систем турбонаддува стали применяться турбины, автоматически изменяющие геометрию крыльчатки в зависимости от частоты оборотов.